Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Случайное фото

Фролов Козьма Дмитриевич

Родился Козьма в семье масте­рового Полевского медеплавильно­го завода Дмитрия Фролова. Не чаяли родители, что станет впос­ледствии их сын большим челове­ком, и назовут его крупные учёные многих стран "выдающимся рус­ским гидротехником и изобретате­лем в области горнозаводского дела". А громкую славу принесёт ему построенный им на Алтае "мо­гучий по размаху завод-автомат" - "несравненный образец инженер­ной мысли 18-го века".

Окончив при Полевском заводе словесную и арифметическую, а в 1744 году, в Екатеринбурге, - гор­нозаводскую школы, восемнадцати­летний Козьма направляется "гор­ным учеником" на Березовские зо­лотые промыслы.

В 1744 - 1758 годы юноша прохо­дит суровую и полезную для его ума школу трудовой жизни. Участвует писарем в сплаве по Чусовой и Каме каравана коломенок с продукцией промыслов на ярмарку в Нижний Новгород, занимается добычей и обработкой медной руды на Гумёшевском руднике, в составе разве­дывательных партий ведёт поиск свинцовой руды по берегам Чусовой и самостоятельно ещё и других полезных ископаемых.

Из учеников Козьму переводят в мастеровые - "берггауеры", и он занимается "строением и вождени­ем коннодействующих выливатель-ных машин". Затем ему присваива­ют звание "унтерштейгера", а по­зднее и "штейгера", что соответство­вало званию унтер-офицера и дол­жности мастера-смотрителя рудни­ка или горного техника.

В ту пору промышленность Урала только начинала развиваться, и ей были очень нужны сметливые люди. Для продолжения учёбы Берг-колле­гия посылает Фролова на металлур­гические заводы Олонецкой губер­нии, а затем - в Финляндию на по­иск свинцовых руд.

В 1759 -1762 годах К.Д.Фролов руководит горными заводами Бере­зовских золотых промыслов, строит на Уктусском заводе небывалую по производительности промывальную машину. Берг-коллегия поручает ему, унтер-офицеру, должность чина 8 класса бергмейстера (майора, старшего горного инженера) и ста­вит во главе всех Екатеринбургских золотых промыслов. Это было ока­занием высокой чести и доверия, как умелому изобретателю и стро­ителю ряда гидротехнических со­оружений.

На Алтае он, вероятно первым в стране, построил двухкилометровый деревянный рельсовый путь для под­воза руды от мест её добычи к заво­ду. Не исключено, что именно здесь сошлись в 1766 году пути Фролова с изобретателем первой в России па­ровой машины Ползуновым.

За заслуги перед Отечеством Козь­ме Дмитриевичу Фролову был при­своен чин берг-гауптмана 6 класса, что соответствовало званию полков­ника. Он был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и назначен директором всех Колывановских заводов.

До самой кончины Фролов не по­рывал связей с полевчанами, откли­кался на их нужды. Именно им была разработана штанговая гидросисте­ма, приводившаяся в действие пада­ющей из Штанговского пруда в Северский пруд водой, и даже в 19 веке помогавшая спасать шахты Гумёшевского рудника от затопления.

У Козьмы Дмитриевича было мно­го помощников и последователей, в том числе и сыновья Павел (1770 -1815) и Пётр (1775 - 1839).

Умер Козьма Дмитриевич 21 мар­та 1800 года, похоронен в алтайс­кой столице - Барнауле.

 Алексей КОЖЕВНИКОВ, директор производственно-технического музея завода.

 

Источник:

Кожевников, А. Великий сын России / А. Н. Кожевников // Северский рабочий. – 2006. – 8 июля (№ 26). – С. 7.


Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению