Афиша
|
Перелистывая номер 5Библиотека. – 2011. - № 5.
Ирина Щелкова, зам дир. ЦГБ г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, рассказывает о сотрудничестве МУК «ЦБС» и Управлении Федеральной почтовой связи Республики Марий Эл. была проведена совместно акция «Страницы детства», цель которой – привлечь внимание к отсутствию у современной молодежи культуры чтения детских газет и журналов. Каждая библиотека – участница подготовила презентацию и книжную выставку детских периодических изданий. Подробно представлены разделы каждой выставки. Победителем акции стала ЦГБ с выставкой «Читаем вместе». У этой выставки был интересно оформлен заголовок: на развернутых журнальных страницах. Для детских библиотек много интересных названий для выставок.
В статье Светлана Черкашина, гл. библиотекаря ГУНБ г. Белгорода, делиться новыми формами системы повышения профессиональной квалификации библиотекарей. Сотрудники методического отдела отказались от традиционной дифференцированной системы повышения квалификации (по должностям) и выбрали проектно-командную обучающие методики. Общепризнанный факт, что команда обладает высоким творческим потенциалом. Так, в 2009 году стартовал проект «Проф-PR», идея которого заключалась в подготовке и представлении коллегам презентации деятельности структурных подразделений библиотеки. Цели данного проекта были определены как совершенствование командной работы в отделах, формирование навыков системного анализа у специалистов. Так же проводиться конкурс научных работ в области библиотечного дела и ежегодный конкурс «Лучшая выставка».
В статье Ольги Приймак, зав метод отделом ЦБС г. Тверь, «Великая Отечественная в восприятии юношества:» представлено социологическое исследование об отношении молодого поколения к Великой Отечественной войне и его итоги. Представлены варианты вопросов и ответы респондентов.
Елена Синева, зав отделом ЦДБ г. Тольятти, в статье «Время – действовать: проекты на службе у специалистов» представляет программы и проекты реализованные «Объединением детских библиотек» г. Тольятти. В статье представлены названия проектов выигравшие гранты и краткая характеристика каждого.… Так, например, одна из библиотек реализовала проект «Сайт» на выигранный грант в размере 50 тыс. руб. Сегодня количество посетителей сайта насчитывает около 30 тыс. посетителей. Библиотека. – 2011. - № 6.
Ольга Нагулова, гл. биб. ОБДД г. Ульяновска « Победитель конкурса …Карамзин!» делиться опытом организации мероприятий посвященных книге и чтению. Так на организованный «Субботний вечер в парке» приходят семьями, все желающие становятся зрителями и участниками увлекательных литературных конкурсно -игровых программ. Помимо «Читального зала под открытым небом», разработан проект «Литературная беседка – выходи читать во двор», позволяющий расширить территорию чтения за счет обустройства детской игровой площадки. В преддверии Дня библиотек проводится День дублера. Самые активные читатели занимают места библиотекарей и с удовольствием выполняют их ежедневные обязанности. Эти и еще много интересных идей предлагает автор на страницах статьи.
В статье «Сводному каталогу – 10 лет» Борис Логинов, рук. Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ, представляет историю создания сводного каталога библиотек России, представлены статистические показатели, категории участников сводного каталога и технология работы национальной системы корпоративный каталогизации.
Сотрудники библиотеки г. Барнаула провели экспресс – опрос «Библиотека глазами читателей». И представили его на страницах журнала в статье «Стар и млад букве рад». Анкета носила творческий характер: читателям предлагалось ответить на вопросы «Библиотека - это», «В библиотеке работаю…», а также выбрать символ. По характеристике библиотекарей респонденты в первую очередь обращают внимание на отзывчивость, доброту и внимательность библиотекарей – 80% (пенсионеры), в глазах 30% (большинство) юношества библиотекарь выглядит так: коммуникабелен и добродушен. Для пенсионеров библиотека это источник жизни и вдохновения, жизненный эликсир. А для молодежи это место где можно найти нужную книгу, т. е. видят библиотеку информационным центром.
Ольга Макарова, зав. библиотекой г. Муром, Владимирской обл., в статье Во имя павших и живых делится опытом организации книжных выставок ко Дню Победы. Представлены разделы: «Колокола памяти», «Горькая память войны», «Война глазами детей».
Анна Клыженко, директор Районной детской библиотеки г. Грайворон, Белгородской обл., в статье «Моделируем общественное мнение» представляет реализацию проекта «Книга + Я»: детское движение в поддержку чтения. Цель проекта: повышение престижа чтения в общественном сознании, популяризация книжной культуры, приобщение к ней подрастающего поколения. Представлены этапы реализации проекта и основные мероприятия проходившие в рамках проекта: такие как, «Библиотечный десант», «Читают все!», «Бабушкины сказки» и др.
Любовь Корнаухова, зав, справочно-методическим отделом Национальной детской библиотеки г. Сыктывкар, Республики КОМИ, в статье «Опасное увлечение» предлагает библиографический список книг современных авторов ,которые в своем творчестве затрагивают острые проблемы сегодняшней жизни, а так же статьи из периодической печати о пагубном влиянии алкоголя на личность и здоровье человека. Библиотека. – 2011. - № 7
В статье Елены Тихоновой, секретаря Российской библиотечной ассоциации «Важный этап развития профессионального сообщества» представлены итоги XVI ежегодной сессии конференции РБА, прошедшей в Тюмени с 22-26 мая.
Елена Бондаренко, зав детской библиотекой г. Мглин Брянской обл, в статье «У познания нет каникул» делиться опытом приобщения детей к литературе во время школьных каникул. Представлено проведение Недели детской книги и летнего «Библиомарафона - 2010».
Татьяна Плохотник, зам дир МУК ЦСДБ Г. Саров, Нижегородской обл в статье «Стратегия на базе социологии» представляет социологической исследование «Детская библиотека как коммуникативная среда», респондентами которого стали сотрудники библиотек. Целью было узнать мнение коллег по вопросам межличностного общения в системе «Библиотекарь - Читатель» и выявить наиболее проблемные зоны. Библиотекарям задавались следующие вопросы» «С какой возрастной группой читателей вам интересно работать , а с какой сложно». В ходе исследования выяснилось , что подтвердилась одна проблемная зона любой детской библиотеки – сложность привлечения к чтению старших ребят, и истоки этой проблемы кроются , скорее всего, в самих библиотекарях. Вывод по проведенному исследованию такой: что большинство библиотекарей осознают приоритетность личного общения в системе «Библиотекарь - Читатель» для привлечения детей к книге и восстановления статуса чтения. Библиополе. – 2011. - № 5
В статье гл биб-ря Томской ОУНБ Александры Таращенко «Образование как канал социальной мобильности» представлена система дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. Практикуются выездные семинары, тренинги, курсы: такие как «Продвижение библиотечных услуг» (Брендовые технологии в библиотеке). представлены задачи и плюсы курсов.
В статье Людмилы Киселевой «Мельница инноваций» представлена реализация проекта «Инновации – время искать». Новизна проекта заключается в использовании нетрадиционной формы обучения библиотечного персонала – серии интерактивных тематических семинаров с творческими паузами. Основным мероприятием проекта стала Декада инновационных знаний, проходившая последовательно на пяти площадках общедоступных библиотек. Каждой площадке была предоставлена свобода при формировании своего дня. В статье подробно представлены пять тематических дней декады. День первый – классики и эстетического удовольствия, краеведения; зеленый; социальных проектов и день толерантности. Результатом проекта стало создание электронной базы данных «Нововведения в ЦБС», которая насчитывает более 1000 полнотекстовых записей.
Библиополе. – 2011. - № 6.
В своей статье «Управление людьми – большая ответственность руководителя коллектива» Валентина Филатова директора Липецкой ОДБ , раскрывает основные нормы и принципы библиотечного менеджмента, а так же основные критерии эффективного управления и деловые и профессиональные качества, которыми должен обладать руководитель.
Представляет программу экологического просвещения, реализуемую на базе библиотеки. В ходе реализации программы был проведен опрос «Ниши ориентиры – красота и здоровье», проведены уроки – презентации «Карта мира на школьном подоконнике». А также представлен цикл занятий разработанный для 1-8-х классов. Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2011. - № 7
Представлен отчет о ходе реализации внестационарной формы библиотечного обслуживания населения Брянской области. Опытом и итогами эксплуатации библиомобиля делиться зам. дир Брянской ОУНБ О. Ю. Куликова. Решение о приобретении комплекса для информационно-библиотечного обслуживания населения области за счет средств областного бюджета было принято губернатором Брянской обл. создать условия для сокращения информационного неравенства между городским и сельским жителем и способствовать активизации общественно-культурной жизни российского села такие задачи стояли перед КИБО. Покупка КИБО обошлась в 6 млн. руб. оценить срок окупаемости сложно, т.к. культурная деятельность не всегда поддается экономической оценке. Результаты КИБО таковы: Было организовано 25 стоянок; количество посещений 1,5 тыс; выдано 900 экз, сделано 130 справок; пробег библиомобиля 5 тыс .км. Специалисты БОУНБ ожидают, что использование КИБО увеличит количество посещений библиотек, расширит спектр и изменит сам формат библиотечных услуг, повысит авторитет библиотек. Научные и технические библиотеки. – 2011. - № 6.
Эдуард Рубенович Сукиасян в статье «Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать?» рассматривает некоторые аспекты качества работы библиотек в обслуживании читателей, организации фондов и каталогов, а также «хронические» просчеты в работе. Приводит несколько горячих точек. Посещаемость читального зала. За рубежом библиотекарей учат: посетителей читального зала нужно заинтересовать услугами абонемента, сделать его абонентом. Определившись с запросом , библиотекарь приносит и показывает ему несколько книг со словами: «Эти книги вы можете взять и почитать дома». Превратив читателя в абонента, только тогда происходит запись и регистрация читателя. На вопрос, кто у вас читает. Обычно говорят: записываем всех кто приходит! Автор статьи считает, что нас должны интересовать не те кто к нам приходит, а те кто к нам не приходят. Так же автор рассматривает такую проблему как недофинансирование. При комплектовании фонда, вместо 2-3 – х полезных справочников, мы комплектуемся художественными романами и детективами, что бы повысить некоторые показатели, при этом не думая о том, что нет качественного улучшения фонда. Эти и другие проблемные вопросы автор затрагивает в статье.
Модным атрибутом современной библиотечной жизни стали блоги. При определенном подходе они могут приносить большую пользу участникам профессионального сообщества. Автором статьи было проведено исследование с целью: как разделение интеллектуалов и интеллигентов проявляется в виртуальном библиотечном мире и узнать какие ценности ближе библиотекарям – блоггерам – ценности интеллектуалов или ценности интеллигентов. Вашему вниманию представлены персональные и коллективные блоги интеллектуальной и интеллигентской направленности. Помимо анализа ценностной ориентации блоггеров проведен анализ профессиональных характеристик. Для этого была составлена модель «Идеального библиотекаря», причем внимание обращалось только на профессиональные качества. В результате перечень профессиональных характеристик библиотекарей и библиотекарей – блоггеров отличается.
В статье Татьяны Кройтор «Стимулирование инновационной деятельности методами профессионального обучения: осмысление опыта», рассмотрены мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников библиотек Мурманской области. В качестве примера инновации она предлагает тест-драйв «Инновации - 2009», который был проведен на областном совещании. Тест предполагает активную мыслительную деятельность при ответах на вопросы. Тест проходил в устной форме, участники создавали презентации. Драйв, обеспечивающий выплеск творческой энергии и максимальную включенность в работу достигался за счет лимита времени и отсутствия предварительной подготовки. Данная инновация приведена в приложении к статье.
В статье Соколова, Ю. В. «Вебинар как средство продвижения и сопровождения Системы автоматизации библиотек ИРБИС», показаны уникальные возможности обучения и продвижения продуктов через вебинары; освещена технология их проведения на опыте совместной работы Академии МУБиНТ и Ассоциации ЭБНИТ.
|
|