Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Случайное фото

Перелистывая номер 1

 

Елисеева, Т. Пространство знаний не имеет границ / Татьяна Елисеева// Библиополе. – 2010. - № 11. – С. 12-14.

Заведующая организационно – методическим отделом Челябинской областной юношеской библиотеки Татьяна Елисеева рассказывает о реализации проектной деятельности в формате диалога библиотеки с молодежью.

«Знакомьтесь: профессионал». Встречи ребят с людьми, состоявшимися в жизни. И в своем деле. Цель проекта – через круг чтения и общения дать молодым людям личностные ориентиры, возможность ответить на вопрос «делать жизнь…С кого?».  Вопрос «Что Вы читаете и какую роль в вашей жизни сыграла книга, чтение и библиотека?» задается каждому профессионалу, пришедшему на встречу со старшеклассниками. Отработана технология каждой такой встречи: учащиеся берут интервью у каждого героя, готовят спец. Выпуск газеты, продумывают вопросы, которые зададут во время знакомства.  В рамках проекта состоялись встречи: с гл.   редактором местной газеты, ученым – историком, метеорологом, генералом, депутатом и др.   известными людьми города.

В год молодежи стартовал еще один проект – открытый кинозал, который называется «информация к размышлению». Цель – с помощью фильма дать возможность аудитории эмоционально пережить и прожить непростые жизненные ситуации, в которых могут оказаться они сами или их друзья. и так же в ходе обсуждения, диалога осознать и осмыслить свою позицию, свои нравственные установки, и возможно, найти ответы в решении конкретных обстоятельств. Для просмотра и обсуждения предлагаются фильмы: «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Ярик» Сесиль Анри и Александр Ласло и фильм Андрея Малюкова «мы из будущего».

Фестиваль «Читающий Челябинск» - это как раз тот проект, который не только дает библиотеке возможность ярко заявить о себе, позиционировать себя как современный центр чтения, но и позволить освоить новое пространство, привлечь не читающую молодежь. Специалисты библиотеки в парках города рассказывали о возможностях и услугах библиотеки, проводили – познавательно – развлекательные мероприятия.

Так же используется такая привлекательная форма как пассивный диалог. На книги которые молодежь считает интересными помещаются стикеры со словами «Возьми меня» и смайликами, которые выражают отношение читателя к книге. Если книга понравилась читатель рисует улыбающийся смайл, если нет – плачущий, если оставила равнодушным то ничего не рисует. Проводиться очень много мультимедийных мероприятий, вызывающих эмоциональный отклик у молодежи.

Эти и другие  проекты предлагает библиотека для привлечения в библиотеку подростков.

 

Федорова, И. Проводники от автора к чтению / Ирина Федорова // Библиополе. – 2010. - № 11. – С. 15-17.

Ирина Федорова, гл библиотекарь Республиканской детско-юношеской библиотеки, Республики Бурятия представляет проект «Книжка на колесах». «Подарим радость детям села». Под таким девизом тритий год в Бурятии работает передвижная книжная выставка, адресованная подрастающему поколению. Основой выставки стали книги – победители всероссийских конкурсов и лауреаты премий «Алые паруса», «Заветная мечта», «Книга года». Проект нацелен на знакомство юных книгочеев и руководителей детского чтения с новыми именами писателей и продвижение в подростковую аудиторию лучших образцов мировой литературы. Так же в рамках проекта спец-ты отслеживают степень востребованности  современных художественных произведений и изменений в читательском спросе для комплектования фонда. После реорганизации двух библиотек проект получил продолжение в новом формате «Республиканской передвижной выставки «100 лучших книг для детей». Этот проект позволяет Республиканской дет. – юнош. Биб-ке действительно, а не формально сотрудничать с селянами.

Селищева, Л. Педагоги как категория пользователей: [из опыта работы отдела обслуживания родителей ЛОДБ]/Лидия Селищева// Библиополе. – 2010. - № 11. – С. 39

Лидия Селищева,  зав отделом Липецкой ОДБ рассказывает о работе в  ЛОДБ специального отдела по обслуживанию родителей и педагогов. Он осуществляет библиотечное, инф-но – библ- ое и справочное обслуживание разных групп читателей: педагогов, библиотекарей, родителей, студентов. Отдел осуществляет отбор, накопление и распространение учебной, научно – популярной литературы по педагогике, психологии, ведет систематическую картотеку статей в эл виде, составляет и пропагандирует инф. – библиогр. списки литературы по педагогике, занимается подготовкой и проведением лит. Обзоров, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Основная цель – оказание практической помощи в вопросах совершенствования профессиональных знаний, а так же повышения уровня квалификации и компетентности. Основной деятельностью является участие специалистов в педагогических совещаниях, а так же выступления на методических объединениях учителей и родительских собраниях.  Для осуществления качественного информационно-библиографического обслуживания пользователей ведется аналитическая работа по выявлению потребностей педагогов. По результатам исследования  формируется  «Досье запросов педагогов - предметников». Оформляются различные методические папки, «Учитель – профессия дальнего действия», где собираются методические материалы, рекомендации и размышления о профессии.  Библиотека тесно сотрудничает с департаментом образования, с педагогами дошкольного, дополнительного образования, проводя различные обзоры, выставки, тематические выступления. Свое взаимодействие с педагогами библиотека видит прежде всего в создании условий для творческого и профессионального развития этой категории читателей. В статье подробно описываются данные формы работы с этой  категорией пользователей.

Чивикова, О.Взаимодействие [соц. партнерство  семьи, школы и библиотеки] / Ольга Чивикова  // Библиополе. – 2010. - № 12. – С. 21-24.

Заведующая отделом семейного чтения ЛОДБ Ольга Чивикова делиться опытом социального партнерства семьи, школы и библиотеки. Сегодня многие семьи осознают необходимость разумного сочетания домашнего и общественного воспитания. Естественно, что эффективность первого возрастает тогда, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества. Цель библиотеки и школы – не дублировать друг друга, а гармонично дополнять. Отдел семейного чтения предлагает три линии взаимодействия м/у семьей, школой и библиотекой. 1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей: информационные сообщения, беседы, тестирования, обсуждение тематических статей. Для них готовятся спец тематические папки в отделе обслуживания родителей (о котором говорилось выше). 2. Организация дифференцированного подхода: это возможно при взаимосвязи разных форм работы с родителями и взаимного доверия и уважения между родителями, педагогами и библиотекарями.  Это организация совместных праздников и творческих конкурсов, которые сближают и позволяют узнать и понять друг друга.. 3 . Родительские собрания – это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и привлечение новых читателей в библиотеку. Совместно с педагогами библиотекари выбирают тематику и готовят доклады, проводя на базе библиотеки род собрания. Цель – помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования школьников и дошкольников; убедить родителей и педагогов в том, что библиотека – их активный помощник и союзник в воспитании детей; показать роль книги и библиотеки в их образовании.

Возможно опыт коллег по организации семейного чтения будет полезен вам в вашей работе.

Корф, О. «В памяти потомков остались только их заблуждения» / Ольга Корф // Библиополе. – 2010. - № 12. – С. 25-31.

В Статье литературного критика Ольки Корф «В памяти потомков остались только их заблуждения» написана творческая биография писателя Анатолия Рыбакова и приводится аннотация некоторых самых известных произведений, с личным мнением автора статьи.

Кубракова, Т. Пусть всегда будет завтра: [работа библиотек по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни] /Татьяна Курбакова//Библиополе. – 2010. - № 12. – С. 51-53.

Татьяна Курбакова, гл библиотекарь ЧОУНБ делится  опытом работы библиотек по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни. С 2007 года в Челябинске действует целевая программа «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту», в которую входят библиотеки.  В рамках программы проведен семинар «От книги – к нравственности» для руководящего состава библиотек. Так же проводятся областные конкурсы: «Новому веку здоровое поколение» (конкурс муниципальных б-к), «Дети против наркотиков» (конкурс детских рисунков). Библиотеки принимали участие в конкурсе методических материалов «Библиотека в защиту ЗОЖ». Представлены названия лучших проектов. На базах библиотек действуют реабилитационная площадка «Теплый дом» для трудных подростков, информационный центр здоровья «пусть всегда будет завтра». Информационные центры на базе библиотек сотрудничают с отделом по делам молодежи городской администрации. И совместно проводимые акции вызывают большой резонанс. Например «Меняю вредные привычки на сок». Она прошла во всемирный день отказа от курения. В обмен на пачку сигарет пользователь ЦГБ получал коробочку сока, закладку «Суд над наркоманией» и буклет. Традиционные выставки и беседы малоэффективны в молодежной аудитории, поэтому библиотеки пытаются находить такие формы донесения информации, которые бы вызывали стойкий иммунитет к антисоциальным явлениям. Эффективной формой практики библиотек стали часы – откровенного разговора нарколога с читателями – подростками, ток-шоу «Сто вопросов взрослому», на котором в роли взрослого выступил начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Куценко, Е. Фандрайзинг или где найти средства: [новые источники финансирования в библиотеке] / Елена Куценко // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .43-46.

В условиях малобюджетного финансирования современных российских библиотек особую актуальность приобретает максимальное использование в библиотечно-информационной практике различных каналов и форм благотворительной помощи. Коллеги из Омской области давно освоили и успешно реализуют технологию так называемого «фандрайзинга» (увеличение средств, сбора средств), позволяющую эффективно осуществлять поиск ресурсных спонсоров и систематически получать необходимую помощь.

Термин «фандрайзинг» — от англ. fand-raising — составлен из двух слов: первое означает финансирование, вкладывание средств в ценные бумаги, а второе — повышение, выращивание; т.е. это умение повышать (увеличивать) своё финансирование. В экономическом словаре находим трактовку понятия «фандрайзинг»- fund-raising-programmes- программа сбора средств, мобилизация капитала. Таким образом, фандрайзинг для библиотек — это поиск и привлечение дополнительных источников финансирования.

Поиск внебюджетных источников финансирования (фандрайзинг) становится традиционным аспектом инновационной деятельности для библиотек любого уровня.

Методисты из ЦБС Омской области выпустили пособие «Фандрайзинг, или где найти деньги». В нем рассмотрены теоретические вопросы связанные с этой темой: понятие фандрайзинга,  его виды, пути поиска и выбор источника финансирования. Подробно дали мини-курс «Как выиграть грант» (критерии выбора библиотекой грантодателя, правила составления проекта, планирование проекта, советы по разработке сметы и бюджета проекта и т.д.). Весь накопленный опыт работы обобщили в виде сборника «От идеи до реализации». Основная цель – помочь библиотекарю в приобретении знаний по применению фандрайзинга. В качестве примера приведено несколько проектов по привлечению дополнительных средств. Платные услуги: копирование, интернет, распечатка и др. Продажа. Продают авторские сценарии коллегам. «Сундучок» (благотворительные сборы). В библиотеке стоит сундучок для добровольных пожертвований. Два раза в год вскрывают – меньше 60 рублей не бывает. Спонсоры. К ним обращаются не часто. На спонсорские деньги купили таблицы ББК, предприниматели помогают бумагой, картриджами. Особое место в работе по привлечению внебюджетных средств занимает проектная деятельность. В 2007 году грантовая поддержка составила 117750 руб. Тарская ЦРБ получила финансовую поддержку немецкого «Общества развития Новосибирска» для трех грантов: «Дни немецкой культуры в библиотеке» приобщение населения города Тары к творчеству немецких деятелей литературы и искусства. На средства гранта закуплены книги, DVD-плеер, диски. «Организация дискуссионно -познавательного киноклуба». Проведение фестивалей немецких фильмов для немцев проживающих на территории Омского региона. На средства закуплены DVD –плеер, колонки флеш-накопители, диски с фильмами. «Декада немецкой культуры «Мы разные, но мы вместе». Формирование межкультурного общения детей и подростков. Полученные гранты позволили библиотеке улучшить свою материально техническую базу.  Так же реализованы такие проекты: «Почетные граждане города Тары», «Растишка с книжкой» организация семейной площадки в отдаленных районах города, передвижная библиотека под открытым небом «Летний читальный зал». Такие проекты представляет в своем сборнике ЦРБ омской области.

Тамахина, И. Фуги Баха делают человека умнее: [нужны ли социальные психологи?] / Ирина Тамахина // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .51-53.

Результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, ритм жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений  и другие патогенные особенности приводят к эмоциональному напряжению, которое становиться одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале ХХ1 века средний показатель распространения нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. Статистика говорит о том, что лиц не страдающих какими либо психическими нарушениями в среднем всего 35%. Профессия библиотекарь всегда стремилась к получению знаний по психологии. Но специалистов занимающихся библиотечной сферой – единицы, а потребность в разнообразных психологических услугах велика. Библиотеки приобретают статус службы психологической поддержки, да и самому работнику зачастую требуется помощь социального психолога (например, конфликтная ситуация). Детские библиотеки особенно нуждаются в штатном социальном психологе. Именно он должен участвовать в организации и проведении занятий по методикам библиотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и т.д., а так же участвовать в обслуживании детей с ограниченными возможностями. Литература для таких детей должна подбираться библиотекарем, психологом, а в отдельных случаях даже врачом. Ведь можно вместо необходимой книги предложить книгу – конфликт, что ухудшит состояние клиента. Характер работы библиотек как общедоступному объекту культуры позволяет большому количеству граждан посещать учреждение. Контингент достаточно неоднородный, библиотекарю приходиться в такой ситуации подавлять свои эмоции  и сохранять вежливое поведение при обслуживании, не зависимо от того какие особенности имеет клиент. Именно здесь заключается основная опасность труда библиотекаря – развитие «Синдрома выгорания». Вот в такой ситуации на помощь придет социальный психолог. Для руководителя библиотеки и его сотрудников часто незаметны: микрострессы, однообразие обстановки, однотипность работы – все это не дает возможность своевременно предпринять профилактические воздействия. Результат – потеря интереса к работе, огрубление, безынициативность. Нередко руководитель трактует подобную ситуацию как лень. Это страшное заблуждение. Развитие этой ситуации в дальнейшем может купировать штатный психолог – он поможет сделать труд разноплановым и насыщенным, а коллектив работать как единая команда, где каждый будет ценен. 

Понятие «музыкальная медицина» предложил Пифагор. Он один из первых определил лечебное свойство звуков: Музыка в стиле барокко облегчает усвоение математического материала, «Итальянский концерт» Баха избавит от невроза, «Ноктюрн ре-минор» Шопена нормализует кровеносное давление, произведение Моцарта – повышает IQ, фуги Баха способствуют образованию нейронных соединений в мозгу, делают человека умнее.

 

Жихорева, Т. Герой у школьной доски: [ образ учителя в военной прозе] / Тамара Жихорева // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .65-66.

В рамках года учителя  ИБО Областной детской библиотеки им. М.М. Пришвина издал аннотированный рекомендательный список литературы  «Великое призвание - учитель», адресованный подросткам, родителям и руководителям детского чтения.  Библиографическое издание включает в себя три раздела «Учитель и ученик: психология конфликтов», «Учитель равен солдату - герою», «Сердце отдаю детям». В рекомендательном списке представлены  произведения русских и советских писателей 2-й половины ХХ века – начала ХХ1 века. Раздел «Учитель равен солдату герою» раскрывает образ педагога в годы ВОВ в книгах писателей фронтовиков и современных авторов, чье детство прошло в ту тяжелую пору. В рассказе «Классный» автор Владимир Амлинский вспоминает военные школьные годы и своего, во всех смыслах «классного руководителя».  В селе – которое так и называется Сельцо, стоит памятник пяти погибшим школьника м и их учителю – Алесю Ивановичу Морозу. Об их подвиге рассказывает Василь Быков в повести «Обелиск». В 2005 году в журнале «Путеводная звезда» был опубликован новый роман в повестях Альберта Лиханова «Русские мальчики» о военном детстве автора. Одна из частей романа – «Кресна» - посвящена любимой учительнице начальных классов Анне Николаевне. Которая была кресной матерью всего городского района. За труд в годы войны она была награждена Орденом Ленина. Подвигом во имя детей стали и жизнь и смерть известного польского врача Януша Корчака. Эти и другие произведения вошли в рекомендательный список.

Шашкина, А. «HOM - LEGENS» - КАКОЙ ОН?: [создание в  библиотеке университета «Библиотекарь читающий», с целью выяснения - что и как читают библиотекари] / Алена Шашкина // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .67-72.

Чтение постепенно уходит из нашего досуга, хотя оно является не только приятным времяпрепровождением, но и профессиональной составляющей работы многих людей.  И наверное труднее всего представить себе библиотекаря который ни разу бы не взял в руки книгу. Библиотекари ЦГБ г. Нижний Тагил открыли университет «Библиотекарь читающий». «Читающий» значит думающий, развивающийся, открытый для нового. Цель – выявить читательские интересы библиотекарей. Они предложили несколько форм занятий, где обсуждали наиболее актуальные проблемы  чтения, выявляли круг интересов. Занятие проводилось в форме читательской конференции. Цель – составить список книг для чтения библиотекарей на ближайшее время. Так как «студентов» много то и список получился пестрый: Я. Вишневский «Одиночество в сети», Москвина «Гений безоглядной любви», Вознесенская «Паломничество Ланселота», Коэльо «Алхимик». Наибольший интерес вызвали «Библиотекарь» Елизарова, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева и «Духless»С. Минаева.  Как показывает исследование круг интересов достаточно узок. «Книги людей которые учат нас жить» - тема третьего занятия. За последние несколько лет увеличилась доля небеллетристических книг– полезные советы на все случаи жизни, На третьем уроке коснулись только верхушки – это Ксения Собчак и ее «Стильные штучки». Михаил Литвак психотерапевт. Написал более 20 книг, самые известные «Если хочешь будь счастливым», «Принцип Айкидо», «Командовать или подчиняться» и др. сегодня очень многие увлечены фен-шуй. А сколько информации о самолечении! И нигде нет информации кто эти люди, как дошли до того чтобы учить нас лечиться. К сожалению на эту тему никто из сотрудников не решился говорить. На четвертом занятии решили подумать над темой «HOMO-LEGENS – кто он?» и начали разговор с  образа самого библиотекаря. К отличительным чертам нашей профессии почему то относят робость, не всегда высокий интеллект, нервозность, безвкусно одетые, обязательно в очках, со старомодным пучком на голове. Но Многие читатели по прежнему уважительно относятся к библиотекарю. Так какими качествами должен обладать профессионал ежедневно находящийся в контакте с посетителями. Ведь если еще 10-15 лет назад высоко ценились кругозор, знание литературы, внимательное отношение к читателям, любовь и уважение к людям, то практически все современные исследования показывают ,что в первую очередь цениться вежливость, внимательность , доброжелательность и только потом эрудиция и компетентность. И что собственно вполне понятно: успех или неуспех во взаимоотношениях непосредственно связан с коммуникативностью библиотекаря, его способностью расположить к себе людей, то есть с тем, что мы сами никогда не ставим на первое место.  Так кто такой человек читающий? Прослушав лекцию на эту тему и ознакомившись с различными вариантами типологий, остановились на следующих типах читателей: романтический, информационный, интеллектуальный, эстетический. Так же поднимался вопрос об отвыкании от чтения. Любопытно, что не смотря на, казалось бы падение интереса к чтению и книге, в России появляются все новые и новые литературные премии. В настоящий момент самой престижной литературной премией  современной России считается – «Букер – Открытая Россия». Делясь впечатлениями от прочитанных книг победителей или номинантов премий, они пытались ответить на вопрос, действительно ли играет какую нибудь роль тот факт, что автор или его книга стали обладателями престижной литературной награды, влияет ли получение такой премии на читательские предпочтения. Вопрос остался открытым, но то, что о большинстве книг победителей мы все таки наслышаны, а кое кто и сумел прочитать, пока что говорит в пользу премий.  В конце первого года обучения, библиотекари сдавали экзамен, прошедший в форме игры «Самый умный библиотекарь».

Ильина, В. Глобальная трансформация или культурный кризис / Валентина Ильина // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 6-9.

Сегодня все: обыватели, политики, государст­венные деятели, сами библиотекари, культуроло­ги — чаще говорят о кризисе библиотек. Не слу­чайно в Президентском послании 2008 г. говори­лось о неэффективно работающей системе библиотек, и в качестве альтернативы предлага­лось создание Президентской библиотеки и сети её региональных филиалов и формирование бюд­жетной сферы.

Характерные вопросы обывателей: «А что, биб­лиотеки сегодня ещё существуют?»., «А кто вас финансирует? Государство?», «А вы всё ещё мо­жете покупать новые книги?», «В библиотеках есть компьютеры и Интернет?» — очень похожи на те, что задавали жители Западной Европы в 60-е го­ды XX в., когда власти Франции обратили внима­ние на то, что несмотря на обилие культурных ин­ститутов: библиотек, музеев и т. п., — в стране на­блюдается массовое охлаждение к ним публики, а как реальное следствие — падение грамотнос­ти, интереса к чтению, посещению культурных уч­реждений в целом. То же самое, но с отставанием в 50 лет, происходит и в России. Поэтому с пол­ным основанием можно говорить о том, что кри­зис культуры — не уникальное явление, а глобаль­ный процесс трансформации культуры и общест­венных культурных институтов. В такой период, характеризую­щийся кардинальной сменой потребностей обще­ства, попала и наша страна. Теоретики объясняют потерю интереса тем, что библиотеки, музеи и т. п. в первую оче­редь полностью или частично игнорируют реаль­ные проблемы и потребности многих социальных групп — молодёжи, местных сообществ, этничес­ких меньшинств, мигрантов, безработных и т. д.  Современное общество культурологи называ­ют информационным, основными чертами кото­рого являются:

•   тотальное присутствие электронной инфор­мации в жизни каждого человека;

•   проникновение Интернета в повседневную жизнь;

•    галопирующее развитие мобильной связи;

•   глобализация, усреднение стандартов жиз­ни современного человека;

•   формирование «мозаичного сознания» и др. Всё вышесказанное говорит о необходимости

осознания коренных преобразований современ­ных институтов культуры, которые, чтобы выжить и сохранить связь с реальной действительностью, должны изменить свои приоритеты и функции.

Библиотеки, как один из социальных культурных институтов, развиваются под воздействием раз­личных глобальных перемен, отвечая на основные вызовы времени, которые посылает нам XXI в. Наи­более значимыми из них считаются следующие вызовы:

1. Серьёзная конкуренция:

•   в  борьбе  за  «реального»  пользователя, прежде всего со стороны книжного бизнеса, внедряющего сетевые технологии и предо­ставляющего покупателям услуги, аналогичные библиотечным, но работающие в более удобное для читателей время. Данная ситуа­ция требует предоставления возможности читателям использовать информационные ресурсы без временного ограничения как в «виртуальном», так и реальном режиме, по­стоянно наращивая свою ресурсную базу, а также обеспечивая пользователей боль­шим комфортом во время их пребывания в библиотеке, развивая нужные сервисы (МБА, служба доставки документов, вирту­альная справка и др.); предоставляя уни­кальные собственные информационные продукты, например тематические мульти­медийные выставки-лекции и др.;

2.   Нарастающие тенденции «одомашнива­ния» потребления культуры, с одной стороны, а с другой — мобильность потребления культуры, ориентации молодёжной аудитории на чтение книг в Интернете.

3.   Уменьшение роли книги и чтения, особенно в мегаполисах, что ставит перед библиотекой за­дачу проводить активную маркетинговую полити­ку по продвижению чтения как социально одобря­емого  занятия  от  крупномасштабных акций, фестивалей до воспитания культуры чтения кон­кретного человека, организации специальных ме­роприятий по продвижению научной книги, а так-: же создания новых мультимедийных продуктов, популяризирующих книгу и знания.

4.   Изменения в российском законодательст­ве,  недружественные в отношении библиотек. Но тем не менее нужно работать и учиться взаи­модействовать с правообладателями, изменять номенклатуру платных услуг.

5.   Невысокий уровень бюджетного финанси­рования, практически не зависящий от качества, уникальности и объёма выполняемой работы.

6.   Преобладание финансирования исключи­тельно «на содержание», а не на развитие, что вы­зывает необходимость поиска дополнительных средств у спонсоров, участия в конкурсных про­граммах

7.   Необходимость постоянной модернизации компьютерного парка и программного обеспече­ния, что требует включения библиотеки в мас­штабные  городские,  окружные,  федеральные программы и проекты, позволяющие проводить постоянную модернизацию.

На региональном уровне прогрессивно думающие руководители решаются на модернизацию библиотек. На базе библиотек идет создание информационных интеллектуальных центров.

Создаются новые библиоте­ки (Библиотеки 2000-х), то есть такие, которые с самого начала выстраивали концепцию разви­тия, исходя из реалий, вызовов и противоречий, характерных для 2000-х годов.

Уже сегодня ясно, что «новые» библиотеки ра­ботают достаточно эффективно, именно в них рас­тёт число читателей и посещений, проходит огром­ное количество мероприятий. Они предоставляют населению широкий перечень дополнительных ус­луг, взаимодействуют с большим количеством об­щественных и государственных структур разной ведомственной подчинённости, помогая решению тех социальных проблем, о которых го­ворилось ранее. И этому есть объяснение: в пер­вую очередь это связано с возможностью, в отли­чие, например, от филиалов ЦБС, выбирать стра­тегию и тактику развития учреждения, иметь самостоятельный бюджет и проч.

Несмотря на кризис, сегодняшняя стратегия библиотек — это не стратегия выживания, а стратегия разви­тия, основанная на:

•   ориентации на сетевые информационные ресурсы. 

•    постоянном обучении персонала работе с электронными ресурсами;

•  создании собственных мультимедийных ци­фровых продуктов, продвижении их через учебные заведения города, социальные се­ти в Интернете.

•   серьёзной работе сайта, ежедневное коли­чество посещений которого в семь раз пре­вышает очное посещение.

•   осмысленной и планомерной работе с це­левыми   аудиториями,   представителями мирового научного сообщества;

•    развитии новых библиотечных коммуника­тивных практик;

•   углублении специализации;

•    выполнении    важнейших   общественных и социальных функций по сохранению куль­турного наследия; предоставление общественного досту­па к социально значимой информации.

Библиотека 2000-х: -

  • § с полностью автоматизированными процессами
  • § Полифункциональное, т.е.  выполняющее не только библиотечные, но и музейные, архивные, информационные и культурно-досуговые функции;
  • § Обладающие значительной степенью специализации, ориентированное на определенные типы запросов и определенные группы пользователей;
  • § Работающее на принципах кооперации с другими библиотеками, организациями и учреждениями;
  • § Ориентированы не только на реального пользователя, но и виртуального;
  • § Развивающееся как открытая система – на базе библиотек естественна деятельность центров правовой и социально значимой информации;
  • § Проводящее активную рекламную и маркетинговую политику;
  • § Сотрудники биб-ки люди других профессий – филологи, философы, юристы, психологи т.е. способные оказать новые, разнообразные и качественные услуги

Вот так должна выглядеть библиотека 2000-х.

Езова, С. Неизвестное об известном: [о подкреплении как способе управления своим поведением по –прайору] / С. Езова // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 21-22.

Существуют различные технологии, способствующие оптимизации межличностного поведения людей. Светлана Езова, профессор Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусства знакомит с таким способом управления поведением, как подкрепление. Человек изменяя поведение другого посредством позитивного поведения, тем самым доставляет себе удовольствие. Оно может улучшить межличностные отношения (перезагрузить их, перестроить, починить). Как изменить свое поведение можно узнать из книги Прайор К. Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей /. Адрес для скачивания есть в статье. В книге дается определение термину «подкрепление»: - это информация о том, что то, что вы делаете, приводит к результату; - положительное подкрепление – это нечто желаемое субъектом: пища, ласка или похвала; негативное подкрепление – это то, чего субъект хотел бы избежать – шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук.  На первый взгляд предмет разговора прост, в жизни мы то и дело занимаемся подкреплением  своего отношения к другому. С другой стороны, вникнув в суть этого психологического явления, можно поразмышлять над типами поведения в нашей  профессиональной среде и выявить зависимость используемых подкреплений и реакций на них партнера. С. Езова предлагает сделать посредством Декартовой прямоугольной системы координат.  Показана реакция читателей  (полож или отриц) на подкрепления библиотекаря. В конце статьи Светлана рекомендует понаблюдать за подкреплениями, которые нам оказывают сотрудники различных служб (почта, магазины, поликлиники).

Тактайкина, Т. «Вышел Гоголь погулять!»: [проведение буккроссинг - акции к 200 летию со дня рождения писателя  Н. В. Гоголя] / Татьяна Тактайкина // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 26-28.

Центр книги и чтения Новоси­бирской государственной обла­стной научной библиотеки – к 200 летию со дня рождения Н. В. Гоголя провел массовую буккроссинг-акцию, отправив в свободное путешест­вие 200 книг, снабжённых специ­альными наклейками-обраще­ниями с просьбой «отпустить» книгу после знакомства с ней дальше. Акцию назвали «Гоголь вышел погулять». Крупная книго­торговая компания любезно согласилась стать спонсором, предоставила на безвозмезд­ной основе 200 книг писателя, предложив нам использовать на открытии праздника один из её магазинов. Мы в свою очередь предложили разместить логоти­пы компании на всей рекламной продукции.

Начался второй этап — раз­работка рекламы. Для плакатов выбрали наиболее ёмкие и узнаваемые высказывания Н.В. Гоголя: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее». Студенты местного колледжа культуры и искусств развезли издания по заранее намеченным площадкам горо­да — кафе и пиццериям, салонам сотовой связи, паркам и скверам, крупным торгово-развлекательные комплексам.

Наконец наступил наш день. Большой интерес участников вызвал конкурс на знание жизненного пути и творчества писателя. Победители получили прекрасные призы от компании-спонсора и нашей библиотеки, которая в качестве вознагражде­ния предоставила победителю сертификат на бесплатную пяти­часовую работу в Интернете. Сре­ди книг, отправившихся в «путе­шествие», были такие произве­дения, как «Ревизор», «Петер­бургские повести», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мёрт­вые души».

Акция «Гоголь вышел погу­лять» стала победителем I Все­российского конкурса просве­тительских проектов «Что и как читать молодым», организован­ного Федеральным агентством по печати и массовым коммуни­кациям и Российским книжным союзом в номинации «Едино­временная акция по пропаганде чтения среди молодёжи».

«Гоголь вышел погулять» стала нашим первым опытом проведения мероприятий го­родского масштаба, когда мы ориентировались не на читате­ля библиотеки, пришедшего к нам, не на своих коллег — го­родских и сельских библиоте­карей, а на население в целом. 

 

Петров, К. Локальные сети в помощь студенту, или Как получить любую книгу, не выходя из общежития: [информационно-библиотечное обслуживание в общежитии] / Константин Петров // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 34-37.

 В настоящее время во многом пересматриваются культурные и информационные составляющие библиотечной работы. Информационные технологии проникают даже в область таких традиционных носителей информации, как книги. Коренным образом изменилась потребность молодежи в информационно-библиотечном обслуживании, в том числе и в сфере профессиональной подготовки. Мобильный молодой специалист в первую очередь ценит свое время и качество предоставляемых ему сведений. Константин Петров (директор библиотеки саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова описывает как они  предостав­ляют различным категориям чи­тателей доступ к информацион­ным ресурсам через локальную сеть вуза. Здесь в первую оче­редь следует обратить внима­ние на удалённый доступ к ресурсам из зданий общежития. Студент через беспроводную сеть Wi-Fi со своего ноутбука или в компьютерном центре при общежитии может воспользо­ваться широким спектром информационных материалов. Интересным направлением популяризации культуры чтения стала возможность передачи информации непосредственно на мобильное устройство поль­зователя, будь то ноутбук, мо­бильный телефон или коммуни­катор. К сожалению, действую­щие авторские ограничения в вопросах защиты интеллекту­альной собственности не позво­ляют размещать бестселлеры и новую литературу, однако по­добные ограничения недейст­вительны для фонда классичес­кой литературы и культурного достояния. В связи с этим лю­бой желающий может скопиро­вать классическое литератур­ное произведение в электрон­ном виде на свой носитель. Эффективным направлени­ем целевого информационного обслуживания является вирту­альная справочная служба. В СГАУ так служба работает более 3 лет! Причём ответы на запросы читателей могут быть отправлены! по электронной почте или на мобильный телефон (обычно; в виде смс - сообщения через бесплатный wеЬ-ресурс оператора мобильной связи). Такой подход позволяет более тесно контактировать с читателями. Вузовская   библиотека специа­лизирована, она не может пре­доставить доступ ко всем видам документов. Здесь в действие вступает       межбиблиотечный абонемент, который в настоя­щее время работает исключи­тельно на инициативной основе. Электронная достав­ка документов и терминал уда­лённого доступа ( не бес­платен), но пользуется спросом и у преподавателей и у студентов. Эти и другие услуги более подробно представлены в статье. Таким образом, эффектив­ность библиотечно-информационного обслуживания зави­сит в первую очередь от самих сотрудников — чем больше ин­формационных ресурсов по­ступает в распоряжение чита­телей, чем точнее целевая направленность выбранных ис­точников, тем выше уровень удовлетворённости посетите­лей, нашедших именно те сведения, которые были им необходимы.

Инькова, Л. Учимся за чашкой чая, встречаемся у книжных стеллажей: [модернизация Российской государственной юношеской библиотеки] / Людмила Инькова // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 53-55.

В статье представлены изменения произошедшие в результате модернизации российской государственной юношеской библиотеки. Процесс занявший  не один год, был направлен не только на организацию обслуживания читателей, но и оформление внутреннего пространства помещения, чтобы читателю в стенах библиотеки было удобно и приятно.

Теперь к услугам читателей несколько отраслевых залов, а именно: ли­тературы по гуманитарным на­укам, по общественным наукам (здесь выделены зоны междуна­родных и российских общест­венных организаций, движений), по естественным и техническим наукам, литературы на иност­ранных  языках,   где   большой фонд карт, путеводителей, ком­пьютерная лингафонная зона. Радикальное изменение выра­зилось в том, что в залах совме­щены возможности почитать са­мостоятельно   выбранное   на полках открытого доступа или запрошенное из помещения ос­новного хранения, взять на дом необходимые источники и тут же получить компетентный со­вет или развёрнутую консульта­цию библиографа-отраслевика.

впервые начал действовать зал досугового чте­ния, где можно полистать попу­лярные журналы и газеты, про­смотреть комиксы, послушать или взять на дом аудиокнигу.

В коридорах предусмотрены небольшие площадки с удобны­ми креслами и кофейными автоматами — здесь можно вы­пить чашку чая или кофе, спо­койно пообщаться с собеседни­ком или обдумать прочитанное.

Новая структура библиотеки включает такое подразделение, как информационно-аналитиче­ская служба по проблемам мо­лодёжи, что даст возможность оказывать читателям целена­правленную помощь в их запро­сах и одновременно работать в тесном контакте с молодёж­ными организациями, тем са­мым направляя свой информа­ционный потенциал на участие в реализации молодёжной по­литики, проводимой государст­вом. Создан в РГЮБ новый инфор­мационно-консалтинговый от­дел «Библиотека и молодёжь», целью которого является собирание и популяризация всех работ, отражающих деятель­ность библиотек, обслуживаю­щих юную смену. Здесь пред­ставлены профессиональные издания, годовые отчёты и пла­ны библиотек, конкурсные рабо­ты за последние годы. Конечно, в первую очередь оригинальные материалы могут представлять интерес для библиотечных ра­ботников, но и учащиеся в про­фильных учебных заведениях почерпнут  много   ценного  из опыта коллег. Развивается виртуальная справочно-информационная служба. Уже ощущается результа­тивность такой новой структу­ры, как виртуальное методиче­ское объединение, вобравшее в себя все достижения методи­ческих служб как непосредст­венно РГЮБ, так и библиотек, с которыми она тесно контакти­рует — прежде всего, в рамках подписанных Соглашений о со­трудничестве в области иссле­довательской, методической и информационной работы. Дробная структура объедине­ния позволяет отражать и акту­альные события в жизни юно­шеских и детско-юношеских библиотек, и значимые методи­ческие решения и акции, и в це­лом потенциал этого важного направления деятельности.

 

Хмелевцева, С. Время школьных каникул: [программа популяризации чтения, проведение библиопарада  Книги и организация  досуга детей в летних лагерях г. Прокопьевска] / Светлана Хмелевцева // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 60-64.

Коллектив ЦБС г. Прокопьевска широко представил в статье программу популяризации чтения и организации досуга детей в летних школьных и загородных лагерях. Был проведен  торжественный парад Книги, на который  собралось более 300 человек. Представлен План проводимого мероприятия и варианты работающих площадок, на которых каждый находил себе занятие по душе.

Дети пробовали свои силы в создании оригами и аппликаций из соломки. Импровизиро­ванный арт-зал «Территория творчества» распахнул свои двери для начинающих художников. На Бульваре рисо­ванных фантазий копошились любители рисовать на асфаль­те. А юным театралам предста­вилась уникальная возможность пообщаться с настоящими тростевыми куклами, заглянув в библиотечный театр-студию «Колобок и компания».

"Большой интерес вызвали и интеллектуально-развлека­тельные конкурсы, которые ор­ганизовали библиотекари на Проспекте Почемучек, Улице Литературных Развлечений, Правовом Перекрёстке, в Пере­улке Сказок, у Лукоморья. Юные читатели с удовольствием отве­чали на вопросы викторин, раз­гадывали кроссворды, рассматривали детские журналы. Под открытым небом ожив­лённо кипела работа на Пло­щадке Фотосалона. Любой мог сфотографироваться в костю­ме    сказочного    персонажа: Принцессы,  Незнайки и  Кота в сапогах. Город  книгочеев  положил начало комплексу мероприятий программы «Летний книговзор—2010». Наибольшей попу­лярностью у детей в этом сезо­не пользовались театрализо­ванные и литературно-игровые встречи, интеллектуально-раз­влекательные конкурсы и викторины, разнообразные импрови­зированные путешествия и экс­курсии в книжный мир.

Литературные торжества - визитные карточки  летней деятельнос­ти библиотек. Особый ажиотаж (в самом лучшем смысле этого слова) вы­звала театрализованная презен­тация программы чтения «Путе­шествие по Книжной Вселен­ной». Этим мероприятием сотрудники Центральной детской библиотеки имени А.С. Пушкина открыли сезон со­трудничества с учащимися, ко­торые отдыхали в летних лагерях при школах города. Необычно привлекательно прошла и презентация програм­мы чтения «Праздник длиною в лето». Книголюбы впервые отправились в страну Всезнандия на лайнере БФ-8 (библио­тека-филиал № 8). Предусмот­рительные бортпроводницы (библиотекари) этого необыч­ного рейса завладели внимани­ем пассажиров: игры, виктори­ны, музыкальные паузы, апло­дисменты и почти не стихающий смех звучали на протяжении всего «полёта». Представлены варианты проведения и краеведческих мероприятий и мероприятий по безопасности дорожного движения  и экологических мероприятий «Экологическое ас­сорти», викторины «Путешест­вие в мир животных», «От кота до кита».

В один из дней в необычное путешествие «Земля — наш об­щий дом» отправился экологи­ческий «поезд». Место отправ­ления — детская библиотека-филиал № 12. Приобрести билет на него удалось только тем, кто успешно справился с отгадыванием загадок о при­роде.

Особый азарт вы­звали экологические задачи, такие как: «В одном грамме го­родской пыли до 130 тысяч раз­личных бактерий. Сколько бак­терий в 5 кг. пыли?» (650 милли­онов). В заключение самые умные путешественники полу­чили абонемент на еженедель­ное (бесплатное) пользование компьютером в библиотеке.

Лучшим подспорьем при проведении этих мероприятий стали книжно-иллюстрированные выставки. Дни, когда они проходили, стали своеобразным праздником друзей библиотеки. Цифры говорят сами за себя: за время каникул прошло более 180 ме­роприятий, в которых приняли участие почти 6000 детей.

Что то из опыта коллег можно вы можете перенять для проведения своих мероприятий.

 

Редькина, Н. Комплексная IT стратегия – эффективный расход ресурсов / Наталья Редькина // Библиотека. - № 11. – С. 29-33.

Сегодня жизнь библиотек протекает в условиях непрерывно меняющейся среды, связанной с развитием новых технологий, телекоммуникаций,  появлением новых носителей информации и других передовых направлений современной науки и техники, что с одной стороны кардинальным образом трансформирует библиотечную сферу деятельности, а с другой создает возможности для решения технологических задач  и проблем. За последние пять лет число интернет – пользователей в мире удвоилось. На протяжении 2010 года оно должно превысить отметку в 2 млрд, составив около трети всего населения Земли, говориться в отчете Международного союза электросвязи. Ожидается, что к концу 2010 года статус «онлайн» получит 71% населения развитых стран. Количество читателей снижается год от года, в этих условиях стратегической целью библиотек и основой реализации информационной функции  может быть их преобразование в полноценного партнера сети Интернет, выполняющего роль «путеводителя» по огромным потокам информации с использованием современных сервисов и технологий. В статье Наталья Редькина (зав научно-технологическим отделом  ГПНТБ Сибирского отделения РАН) подразделяет стратегию на виды (наступательная, оборонительная, имитационная). И проецируя данные виды стратегий на библиотечную сферу деятельности, представила их содержание в таблице «Виды технологических стратегий в библиотеке».  Так же автор рассматривает IT стратегию как новое направление планирования, раскрывая содержание IT стратегии:  план, разделы и компоненты, необходимые при разработке IT стратегии в библиотеке.

Пользователи youtube первыми узнают что читать. Екатеринбургская библиотека им. М. Горького представила широкой публике свой новый проект «Читай ЭТО». Библиотекари сняли динамичный ролик и разместили в социальной сети.  Пока в арсенале десять минифильмов, живо и увлекательно повествующих об изданиях, на чтение которых можно потратить свое время.   

Сафиканова, Н. М. Зачем публичной библиотеке кафедра информации и записи читателей / Н. М. Сафиканова// Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - № 12. – С. 76-86.

Сегодня российские публичные библиотеки должны обеспечивать жителям свободный  доступ к знаниям, культуре и всем видам информации.  Под свободным доступом к информации следует понимать :

  • · Добротно сформированный фонд, позволяющий и помогающий пользователям найти нужную для них информацию
  • · Грамотную организацию фондов с большей частью документов выставленных в открытом доступе
  • · Разностороннее библиотечное и библиографическое обслуживание
  • · Удобное и понятное размещение залов и отделов в библиотеке
  • · Биб рекламу, помогающую пользователю быстро адаптироваться в библиотеке
  • · Квалифицированных биб работников

Если все перечисленное присутствует в библиотеке, значит,  она обеспечивает доступ к информации в том объеме, который она может предоставить. Ссылаясь на практику некоторых библиотек в этот перечень нужно добавить : наличие библиотечного подразделения (кафедры, службы, сектора) расположенного рядом со  входом в библиотеку, сотрудники которого информируют читателя обо внутреннем  устройстве библиотеки, ее услугах, фондах. Автор считает,  что это нужно любой библиотеки вне зависимости от уровня ее информатизации.  И если в библиотеке приняли решение создать такую кафедру информации и записей читателей, на пути к выполнению поставленной задачи библиотеку ожидает несколько этапов (основные задачи кафедры, набор сотрудников, обслуживание читателей, запись читателей, выдача читательского билета   и т.д.), автор подробно их представила в табличной форме, сравнив процессы, составляющие деятельность кафедры в традиционной и компьютеризированной библиотеках.


Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению